МОУ ДРОВЯНИНСКАЯ СОШ
пгт Дровяная, Улётовский округ, Забайкальский край
  • Школьный музей

    Школьный музей — это образовательное пространство, которое служит не только местом хранения исторических и культурных артефактов, но и инструментом воспитания и образования школьников.  

    Некоторые функции школьного музея:

    • Образовательная. Музей помогает изучать историю, культуру, традиции и природу региона, страны или мира в целом. Экспонаты музея используются для проведения уроков, семинаров, исследовательских проектов. 
    • Воспитательная и ценностно-смысловая. Работа в музее способствует развитию у детей чувства патриотизма, уважения к истории, культуре и традициям, формированию чувства ответственности за сохранение культурного наследия и исторического прошлого страны. 
    • Культурная. Музей — важный инструмент для ознакомления учащихся с произведениями искусства, науки и техники, а также с разнообразными историческими и культурными памятниками. 

    Некоторые формы работы школьного музея:

    • экскурсии для учащихся с целью знакомства с историей и культурой своего региона; 
    • лекции и презентации на различные темы, связанные с историей, искусством, наукой и культурой; 
    • выставки, на которых представлены экспонаты из музея или других источников; 
    • исследовательская работа, связанная с изучением истории и культуры; 
    • культурные мероприятия, такие как концерты, спектакли, кинопоказы, мастер-классы и т. п.; 
    • проекты и конкурсы для учащихся на темы, связанные с музеем и его экспозицией; 
    • сотрудничество с другими музеями и организациями, установление связей с музеями, архивами, библиотеками и научными учреждениями для обмена опытом, знаниями и ресурсами

    История музея МОУ Дровянинская СОШ

         У истоков краеведческой работы Дровянинской школы стояла Курдюкова Ангелина Владимировна, учитель географии. Родилась Ангелина Владимировна в 1931 году в г.Тамбове.  Молоденькой девушкой приехала она в наш поселок в 1956 году после окончания Тамбовского педагогического института и навсегда влюбилась в этот таежный забайкальский край. Красота леса, озер и рек, о которых она рассказывала ребятам на уроках, привязала ее, и она нашла здесь свое семейное счастье, мужа, вырастила троих детей. Но кроме красоты природы, ее сразу привлекла интересная история нашего поселка, и Ангелина Владимировна начала вместе с ребятами по крупицам собирать материалы о фронтовиках, о старожилах, об интересных фактах. Так в 1969 году  возник кружок «Поиск».
            В центре поселка, возле здания старой школы, стоит скромный памятник погибшим в годы гражданской войны. Краеведы собрали воспоминания старожилов поселка и узнали, что это не просто памятник, а братская могила, в которой захоронены расстрелянные белогвардейцами и японцами партизаны. А в здании самой школы проходил в 1920 г. знаменитый в истории Забайкалья съезд  делегатов от Ингодинского восстания. Силами кружка «Поиск» было собрано много интересного материала об этом факте, завязалась переписка с участниками съезда (Липатов В.Н., Кузнецов А.И). Благодаря стараниям краеведов на здании школы в 1971 г. была установлена мемориальная доска. Журналист Владимир Николаевич Липатов, избранный на съезде первым председателем ревсовета Дровяной, прислал из Ульяновска много воспоминаний о Дровяной тех лет, о ее истории. После его смерти с ребятами продолжила переписку его жена Антонина Филипповна. Есть в школе и воспоминания других участников гражданской войны. Большую работу краеведы провели и по сбору материала о первом учителе в Дровяной. Им был ссыльный польский революционер Ян Янович Щепанский, которого в народе очень любили и называли Иван Иваныч.
          Благодаря разысканиям учеников, были установлены имена первых пионерских вожатых школы: это Ольга Федоровна Бабкина и Владимир Васильевич Шишкин, выполнявшие на этом поприще свое комсомольское поручение.
          Под руководством Ангелины Владимировны мальчишки и девчонки написали сотни писем в те места, где были захоронены в братских могилах наши земляки, погибшие в годы Великой Отечественной войны. Украина и Белоруссия, Прибалтика и Подмосковье, Волгоград и Болгария – вот далеко не полный перечень, откуда стали приходить письма с фотографиями и воспоминаниями. Кружковцам удалось восстановить многие имена без вести пропавших, места захоронения, и некоторые родственники смогли съездить туда, привезти горсть земли с братских могил. С помощью кружка «Поиск» были составлены списки погибших и пропавших без вести для памятника-стелы в честь героев войны. Не обошли вниманием краеведы и живых фронтовиков. Сколько было проведено встреч в школе, где участники войны поведали в своих воспоминаниях о былых сражениях, о наградах и потерях товарищей! А для Довидович В.М. были восстановлены с помощью краеведов утерянные документы, в результате чего Вера Михайловна        стала получать пенсию, пользоваться льготами ветерана. Многие ветераны дарили для школы свои медали, фронтовые письма, родственники отдавали похоронки. Накопленный материал был систематизирован и оформлен в школьном уголке Боевой и Трудовой славы.
        В ходе поисковой работы ученики под руководством Ангелины Владимировны узнали, что в здании школы в годы Великой Отечественной войны был подготовлен госпиталь.  Об этом им поведала Варвара Васильевна Ганичева, которая была директором школы во время войны. Активными помощниками Ангелины Владимировны были такие учащиеся, как Калинкина Татьяна, Федосова Ольга, Мусатова Наталья, Стебенькова Галина, сестры Вера и Надежда Зубаковы, Дармограева Эльвира, Круцкевич Ирина. Теперь это уже взрослые люди, и в школу ходят их дети, а у некоторых появились и внуки. К сожалению, в 1999 году Ангелина Владимировна ушла из жизни. Все ее ученики и их родители, у которых Курдюкова А.В. пользовалась большим уважением как внимательный, добрый и понимающий человек, навсегда сохранят в памяти светлый образ этого учителя.
          Большую работу по сбору материалов о фронтовиках провел и  старейший учитель нашей школы Красноярский Григорий Александрович. Григорий Александрович, как и Ангелина Владимировна, родился далеко от Забайкалья, в Ульяновской области, в селе Малая Кандала в 1916 году. Но, видимо, настолько притягательна наша забайкальская земля, что раз попав на нее, навсегда прикипаешь душой, и она становится второй родиной.  В 1935 году Григорий Александрович закончил педагогический техникум, а затем военно-техническое училище в г. Калиновичи. Во время Великой Отечественной войны был на фронте с первого дня. После Победы до 1948 года находился на службе войск МВД. Именно в эти годы судьба и забросила его в далекое Забайкалье. И с тех пор он вместе с женой Екатериной Ивановной работал в школе учителем географии, начальных классов, вырастил и воспитал троих детей. В 1976 году Григорий Александрович ушел на заслуженный отдых. Он создал уникальную рукописную «Книгу Памяти» об участниках Великой Отечественной войны, в которой собраны документы, фотографии и письма. Сам участник Великой Отечественной, Григорий Александрович очень трепетно относится к памяти о фронтовиках, на встречах со школьниками рассказал много интересного и поучающего. Именно благодаря стараниям Красноярского Г.А. имя Героя Советского Союза Богданова П.Д., уроженца Дровяной и выпускника нашей школы, увековечено в названии улицы поселка и спортивного комплекса. И еще две улицы в нашем поселке названы в честь участников Великой Отечественной: ул. Климова и ул. Афанасьева. О том, какие заслуги перед Родиной были у этих фронтовиков, также поведал односельчанам Красноярский Г.А. Памятник жертвам сталинских репрессий, открытый в Дровяной в честь столетия поселка – также заслуга Григория Александровича. Красноярский Г.А. умер в 2008 году.
           Кроме исторических документов, в школе хранятся и иные реликвии: ребята и их родители стали приносить старинные монеты и денежные купюры разных стран; однажды принесли огромную кость какого-то доисторического животного, и экспертиза в Чите установила, что это часть берцовой кости шерстистого носорога. Старые тетради, ручки, чернильницы, документы о школе прошлых лет – все интересовало следопытов. Накопившийся материал позволил  уже в новой школе открыть краеведческий музей.
           Заслугой Курдюковой А.В. и Красноярского Г.А. являлось и то, что они сумели привить любовь к краеведческой работе своим ученикам. В своих воспоминаниях в 1995 году Ангелина Владимировна написала: «Поисковая, краеведческая работа в школе не прекращается и по сей день. И, надеюсь, что не прекратится и после нас. А надежда эта зиждется на сознании, что мы, наше поколение учителей, вырастили и воспитали памятливых, благодарных последователей нашего благородного дела. Ведь еще Анатоль Франс говорил: «Только из прошлого можно создать настоящее».
           Ученица Ангелины Владимировны Калашникова Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы, систематизировала богатейший материал своего наставника, дополнила его литературными изысканиями. Она продолжила дело своего учителя. Калашникова О.М. родилась в п. Калангуй Оловяннинского района Читинской области в 1955 году, закончила Дровянинскую школу в 1972 году, а в 1980 – Читинский педагогический институт и стала работать в родной школе. Вместе с такими учениками, как Махортых Людмила, Баранчугов Максим, Зайцева Ирина и многими другими проведена большая поисковая  и экскурсионная работа. Благодаря стараниям Ольги Михайловны в 1997 году был открыт школьный музей. Открывшийся музей стал носить имя забайкальского писателя Г.И. Шелеста. В 20-е годы Георгий Иванович жил в нашем поселке, здесь похоронена его мать, старший брат и сестра, здесь живут его родственники. В музее собран уникальный материал о писателе: подлинные письма Георгия Ивановича к брату Виктору, эксклюзивные фотографии, произведения Шелеста о гражданской войне в Забайкалье и сталинских репрессиях . Много интересной работы проделали краеведы второго поколения в Читинском Государственном архиве. Были сняты копии переписки Г.И.Шелеста. В нашем музее хранятся письма известного писателя Константина Симонова, сына командарма Блюхера, Всеволода, дочери революционера Артема Веселого, Заяры Веселой. Имеются здесь и ксерокопии рукописей писателя, рецензии. По рассказу Шелеста «Самородок», получившего первую премию газеты «Известия», в 1965 году был снят художественный фильм «Если ты прав». К сожалению, в Читинском фильмофонде  этот фильм не сохранился, а ведь при жизни Георгий Иванович привозил его в Дровяную и организовал для односельчан просмотр. И тогда краеведы под руководством Ольги Михайловны написали письмо на Центральное телевидение с просьбой продемонстрировать это кино. Они рассказали о работе музея, о самом писателе, и просьба краеведов из сибирской глубинки была услышана! Фильм демонстрировался по 1 каналу ЦТ, и для музея была сделана видеокопия. Также используется в работе и документальный фильм о писателе «Горячий след Шелеста». Георгию Ивановичу Шелесту посвящен центральный стенд в музее, названный «Шелест страниц, как шелест знамен».
    В 20-е годы прошлого столетия в нашем поселке жил и работал журналист В.Н.Липатов. Он сотрудничал с Г.И.Шелестом, вел активную общественную работу. Сын Владимира Николаевича, Виль Липатов, стал известным писателем. Он, конечно же, также был знаком с Г.И.Шелестом и посвятил ему свою повесть «Смерть Егора Сузуна». В музее оформлен стенд «Отец и сын Липатовы», где демонстрируются фотографии о Липатовых, книги Виля Липатова, в особых папках хранятся письма  Владимира Николаевича, в которых он рассказывает о старой Дровяной 20-х годов, о школе тех лет.
           Представлены музейные экспонаты и в витринах. Под стеклом хранится старое оружие времен гражданской войны, осколки снарядов, гильзы. Все это найдено жителями поселка в окрестностях Дровяной и напоминает о годах братоубийственных сражений. Так как наш музей историко-литературный, то в нем наряду с историческими экспонатами представлены и старинные редкие книги: «Ленин и Забайкалье», «Газета «Забайкальский рабочий», «Н.В. Бабушкин» и другие, ставшие реликвией. 
          Раздел «Быт старины глубокой» демонстрирует старинную посуду, утюги, иконы, библию, самопрялку,  а также книги о быте старого, казачьего Забайкалья.
          Имеются в музее и экспонаты о суровом периоде сталинских репрессий: фотографии репрессированных, документы о них и даже есть настоящие наручники тех лет, которые символизируют дух того времени.
           К 60-летию Великой Победы в 2005 г. в музее открылся новый стенд «Они сражались за Родину». Здесь представлены фотографии участников Великой Отечественной войны, собраны и оформлены в папках материалы о них: «Война и дети», «Их именами названы улицы», «Памятники Дровяной». В витрине, посвященной этой войне, находятся похоронки, фронтовые письма, награды фронтовиков. Есть и земля с братской могилы на Мамаевом кургане, где похоронены наши земляки.
         Особой гордостью музея являются книги. Это и документальная краеведческая литература, и художественные произведения забайкальских авторов. Произведения Г.Граубина, В.Никонова, Е.Куренного, Н.Кузакова, стихи Б.Макарова и Е.Стефанович, энциклопедия Забайкалья – вот далеко не полный перечень книг. Среди них имеются и старинные, ставшие редкими, и новые, современные. В отдельный раздел выделены книги о декабристах. Особой гордостью музея являются книги с автографами писателей. Здесь же можно увидеть и журналы «Забайкалье», «Поиск», газеты «Чита литературная», «Культура Забайкалья». Имеется в музее и рукописный журнал «Багульник», в котором вот уже несколько поколений ребят помещают свои стихи и небольшие рассказы.
            К 25-летнему юбилею новой школы в 2005 году был открыт филиал нашего музея «Летопись школы». Здесь были помещены материалы о старейших учителях, лучших выпускниках. Фотографии и документы, предметы школы тех лет, школьная пионерская форма, барабан, старые школьные тетрадки и книги – все это очень заинтересовало современных учеников. Под звуки пионерского гимна посетители музея словно попадают в прошлое, слушают рассказы экскурсоводов о том, как раньше учились в школе, какая была дисциплина, какие праздники и сборы проводили пионеры и комсомольцы. Большую работу по сбору материалов для этого филиала проделала вместе с руководителем музея Калашниковой О.М. учитель русского языка и литературы Золотуева Людмила Афанасьевна. Людмила Афанасьевна родилась в п. Дровяная в 1946 году, также закончила Дровянинскую школу, родной Читинский педагогический институт. Кроме сбора информации о старейших учителях и выпускниках, не забывает Людмила Афанасьевна со своими учениками в праздник навестить ветеранов, подарить им скромные подарки, сказать теплое слово.
          Бессменным фотографом, фотолетописцем школьной истории долгие годы был учитель математики Кондратьев Александр Семенович. Александр Семенович родился в 1950 году на ст. Бурятская Могойтуйского района Читинской области. После службы в рядах Советской Армии закончил Читинский педагогический институт и в 1974 году приехал работать учителем математики в Дровяную. Свое увлечение фотографией применил и на работе, всегда качественно и в срок запечатлевая самые интересные школьные мероприятия. Благодаря его мастерству в школьном музее хранятся многочисленные фотографии о жизни школы: спортивные соревнования, культмассовые мероприятия, встречи с интересными людьми.
         Оформительские работы по «Летописи школы» помогала вести библиотекарь Ковалева Ольга Сергеевна. Она является ученицей Калашниковой О.М. и готова принять эстафету краеведческой работы от своего наставника.   
             На базе музея   несколько лет работал кружок «Юный экскурсовод». Три  потока  экскурсоводов получили дополнительное образование в Областном Детско-юношеском Центре туризма и краеведения (Артемьева Елена, Иванива Юлия, Коренева Даша, Страмилов Евгений и многие другие). Опыт экскурсоводов нашего музея обобщен в журнале «Дополнительное образование». Экскурсоводы проводят интересные экскурсии для школьников и гостей поселка, используя чтение стихов и исполнение песен. Они постоянные участники ежегодных слетов «Музей и дети». В музее хранятся многочисленные Почетные грамоты и Дипломы, привезенные участниками с этих слетов. Краеведческая работа Федосеева Сергея «Связь времен и поколений в русской классической и краевой литературе» отмечена Дипломом на Всероссийском конкурсе, посвященном 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина. Ученик нашей школы Горностаев Вадим за занятое 1 место в областной заочной краеведческой олимпиаде, проводимой газетой «Забайкальский рабочий», был награжден путевкой в Международный лагерь «Океан». Встречи с забайкальскими писателями, старожилами поселка, интересными людьми, шефство над памятниками, освещение работы музея в печати также  входят в систему работы музея.
           Забайкальская поэтесса Сэсэг Намсараева, побывав в нашей школе, оставила сборник своих стихов с автографом: «Чудесному живому музею…» И действительно, наш музей живой: в нем вот уже на протяжении 15 лет проходят уроки краеведения по авторской программе Калашниковой О.М.       
          Большую помощь в работе музея оказывают ТСО. В арсенале краеведов – телевизор, видеомагнитофон, ДВД, музыкальный центр, подаренный на конкурсе школьных музеев, цифровой фотоаппарат, видеокамера, проигрыватель, радиоприемник. С помощью этих технических средств уроки и внеклассная работа, экскурсии проходят на высоком современном уровне. Демонстрация краеведческих фильмов, прослушивание аудиозаписей, съемка мероприятий на камеру, накопление для истории видеоматериалов – все это делает музейную работу более интересной и познавательной. В планах работы музея – приобретение компьютера.
         В 1999 году о работе нашего музея по литературному краеведению, о встрече с забайкальскими писателями Читинской телестудией был снят документальный фильм «Избранное». А к 100-летию поселка Дровяная телестудией «Альтес»  создан фильм «Об истории, судьбе и горюч-камне», в создании которого активное участие принимала Калашникова О.М. В фильме были использованы материалы нашего музея. Ольга Михайловна Калашникова к юбилею поселка систематизировала накопленный материал по истории Дровяной и опубликовала в районной газете большую статью «Сквозь три столетия», которая была напечатана в четырех номерах «Улетовского вестника». По сокращенному варианту этих статей  в одной из типографий г.Читы был напечатан цветной буклет с таким же названием. В 2009 г. в  школьном музее побывала съемочная группа «Вести-Чита», подготовив репортаж о его работе.
         Фондами нашего музея постоянно пользуются и ученики, и учителя школы при подготовке докладов и рефератов по истории, литературе, географии, МХК. Приходят сюда и выпускники. Ведь краеведение введено в программы многих высших и средних учебных заведений. Краеведческая литература, богатейший газетный и журнальный материал всегда к услугам желающих пополнить знания по истории и культуре Забайкалья.
         На базе музея вот уже несколько лет издается школьная газета «Горизонт» для учащихся, учителей и родителей. В ней освещается внеклассная работа, публикуются стихи и рассказы учеников, печатаются очерки о хороших семьях. Газета пользуется неизменным успехом у жителей поселка.
          В книге отзывов посетителей музея среди многих пожеланий и благодарностей можно прочитать следующие строки:
          «Посетив музей Дровянинской средней школы, мы, военруки Улетовского района, благодарим организаторов исторической памяти поселка Дровяная. Человек, знающий и изучающий историю своего края, будет верным патриотом нашей Родины! Большое спасибо организатору музея Курдюковой А.В.» (1988 г). «Оформить кабинет русского языка и литературы сложно, создать музей чрезвычайно трудно. Накоплен богатейший материал. Использование его на уроках позволяет не потерять связь времен, что очень важно для молодого поколения. Огромное спасибо Калашниковой О.М. за все. С искренним уважением директор Улетовской школы А.Молчанов» (2003 год).
         В 2004 году наш музей был паспортизирован. Он получил Свидетельство № Р\07. Руководитель музея Калашникова О.М. в 2006 г. стала победителем конкурса «Лучших учителей России» и получила премию Президента РФ. По итогам участия в конкурсе культурно-образовательных инициатив ей присвоен статус «Педагог-исследователь». Калашникова О.М. разработала и защитила проект «Реализация регионального компонента Базисного учебного плана через комплексную работу по краеведению».
        Краеведческую и музейную работу трудно переоценить. Приобщение учащихся и их родителей к истории своей малой родины формирует такие чувства, как патриотизм, гражданственность, гордость за свой край, за его прошлое и ответственность за его будущее. Писать историю своего края, собирать по крупицам материал об односельчанах, оставивших свой след в жизни – дело очень интересное и нужное. Оно должно передаваться из поколения в поколение, чтобы не прервалась связь времен, чтобы мы не росли «Иванами, родства не помнящими».  

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике